ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
«Одарённые дети»


1. В соответствии с решением от 03.07.2007г. № 37 об утверждении Нижнетагильской городской Думой муниципальной целевой программы «Одарённые дети (2007-2010 годы)», представленной Администрацией города Нижний Тагил, определено формирование городского банка данных «Одарённость».

2. Городской банк данных «Одарённость» формируется ежегодно, в него включаются дети школьного возраста до 18 лет, призёры (I-место) городских олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований и др., а так же призёры (I-III место) краевых, областных, всероссийских олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований и др., подготовленные учителями общеобразовательных учебных заведений города.

3. Цель и задачи программы:
– создание условий для выявления и развития одарённых детей Нижнего Тагила, их социализации, самореализации, профессионального самоопределения, как основы интеллектуального, творческого, культурного потенциала города.
     1.Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.
     2.Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам педагогики детской одарённости.
     3.Обеспечение медико-психологического сопровождения развития одарённых детей.
     4.Создание организационно-содержательных условий, удовлетворяющих образовательные потребности и интересы одарённых детей, обеспечивающих их творческий рост и развитие личностных качеств.
     5.Развитие системы социально-экономической поддержки стимулирования и закрепления одарённых детей и талантливой молодёжи в городе.

4. Основные направления работы В рамках Программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
     1. Координационное направление связано с организацией работы Центра «Одаренность и технология», созданием базовых площадок и опорных центров по работе с одаренными детьми, интеграцией в рамках данного направления деятельности учреждений общего и профессионального образования.
     2. Информационное – направлено на создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми, организацию работы корпоративной библиотечной сети, информационную поддержку образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
     3. Диагностическое – реализуется через формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности, проведение специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для выявления одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети Екатеринбурга».
     4. Кадровое – основывается на оказании информационной, методической и финансовой помощи педагогам, создании педагогического сообщества, общественных объединений и ассоциаций, работающих с одаренными детьми, условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
     5. Развивающее направление включает организацию очно-заочных школ, мастер-классов, творческих лабораторий для детей и подростков города, создание условий для участия одаренных детей в семинарах, конференциях разного уровня.
     Направления Программы реализуются на двух уровнях: уровне образовательного учреждения и уровне городского образовательного пространства.
 
5. Кадры Программы
     Подготовка педагогов для работы с одарен­ными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалифика­ции. Специфика такой подготовки специ­алистов подразумевает:
     – создание психолого-педагогических усло­вий для развития профессионального мастерства;
     – формирование комплексного подхода (психолого-педагогическо­го и профессионально-личностного) к образованию педагогов;
     – определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми;
     – разработка системы консультирования и тренингов для педагогов с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.
     В 2008-2009г.г. в целях повышения квалификации педагогов планируется провести серию семинаров, круглых столов, конференций по разным аспектам проблемы одаренности, организовать оказание информационной, методической, финансовой помощи учителям на уровне города.
 
6. Организационная инфраструктура Программы
     Руководство Программой осуществляет Координационный совет. Для реализации Программы в городе открывается муниципальный информационно-образовательный Центр развития творчества детей и юношества «Одаренность и технологии». Основная задача Центра – обеспечение координации деятельности в рамках Программы, а также поиск особо одаренных детей и подготовка их к будущей научной и творческой работе. В каждом районе определяется опорный Центр и базовые площадки по Программе.
     Опорные центры – это образовательные учреждения, реализующие на своей базе также и методическую помощь другим учреждениям в форме консультаций, открытых уроков, размещения методических материалов на своем сайте, конференций.
     Базовая площадка – учреждение образовательной, творческой или спортивной направленности, на базе которого идет непосредственная работа с одаренными детьми, отрабатываются методики и программы.

Механизм реализации Программы
 
  7. Программно-методическое обеспечение
     В целях обеспечения качественной работы с одаренными детьми необходима разработка специализированных образовательных программ, основной целью которых является обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому программы обучения должны быть ориентированы на универсальное образование, междисципли­нарный подход в обучении, построены на теоретической и исследовательской основе, гибкости и вариативности учебного процесса, ориентации на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки.      В городском Центре «Одаренность и технология» планируется создание банка данных имеющихся программ и обеспечение условий педагогам для разработки и сертификации авторских программ.
 
8. Ресурсное обеспечение Программы

  9. Информационное обеспечение
     Информационное обеспечение Программы осуществляется через:
     1. Деятельность информационного отдела муниципального центра «Одаренность и технология» и опорных центров Программы, направленная на систематизацию, анализ и распространение информации по проблеме;
     2. Обеспечение широкого доступа педагогической общественности к существующим российским и международным информационным ресурсам в области «Одаренные дети»;
     3. Издание городской серии «Развитие»;
     4. Создание и пополнение городских банков данных по категориям одаренных детей, используемым учебным программам и методикам диагностики одаренности;
     5. Информирование общественности города о работе в данном направлении в СМИ и Интернете;
     6. Представление творческих достижений учащихся в сети Интернет и создание лазерных дисков.
Программа «Одарённые дети» исходит от конкретных форм проявления детской одарённости:
     
  • академическая и общая интеллектуальная одарённость
  •      
  • художественная одарённость
  •      
  • спортивная одарённость
  •      
  • организаторская, лидерская одарённость.

  • В основу Программы положены следующие базовые положения:
         
  • возможность существования разрыва между потенциальными возможностями (способностями) ребёнка и тем конкретным, актуальным уровнем развития его способностей, который достигается к определённому моменту времени
  •      
  • существование некоторого (возможно, весьма длительного) временного интервала, по истечении которого одарённый ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности
  •      
  • наличие различных качественно своеобразных видов одарённости
  •      
  • необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения
  •      
  • значение профессиональной подготовки специалистов, работающих с одарёнными детьми.

  • Таким образом, условиями выполнения Программы являются:
         
  • отработка технологий отбора одарённых детей
  •      
  • укрепление и развитие сети образовательных учреждений, позволяющих организовать образовательный процесс с учётом категорий одарённых детей
  •      
  • разработка и внедрение развивающих программ и методик
  •      
  • проведение индивидуальной работы с одарёнными детьми для оказания им содействия в творческом росте высокопрофессинальными педагогами и специалистами
  •      
  • разработка мер социальной и психологической поддержки одарённых детей
  •      
  • сохранение и развитие системы взаимодействия различных ведомств, учреждений и организаций.

  • Формы работы с одарёнными учащимися:
         
  • групповые и индивидуальные занятия с ведущими педагогами города


  • Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:      
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя;
  •      
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  •      
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  •      
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.


  • Организация работы с одарёнными детьми

    1. Аналитический этап

       1 – 4 класс

     Характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
     
    2.   Диагностический этап

       5 – 9 класс

     Проводится индивидуальная  оценка познавательных, творческих возможностей и способностей через внеклассную и учебную деятельность.
     На этом этапе целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, групповые занятия с сильными учащимися,  ролевые тренинги, проектные задания и т.п.
     В 8 классах проводится психолого-педагогическая диагностика с целью профессионального ориентирования – выявляются интересы учащихся.
     В 9 классах учащиеся по своим интересам выбирают курсы по выбору.

       3.  Формирование, углубление и развитие способностей учащихся

         10 – 11 класс

     Происходит формирование социально-адаптированной личности (разработана модель личности выпускника), осуществляется профессиональное самоопределение

    Ожидаемые результаты выполнения Программы
     

    развитие системы работы с одаренными и талантливыми детьми увеличение количества одаренных детей, которым оказывается поддержка со стороны города и области; ежегодная выплата именных стипендий и материального поощрения одаренным детям за успехи в области культуры и искусства, образовательной деятельности, технического творчества и спорта повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми оснащение и материально-техническая поддержка учреждений по работе с одаренными детьми ежегодная поддержка городских предметных олимпиад и научно-практических конференций, проведение городских фестивалей и конкурсов поддержка летних творческих школ и тематических смен; проведение ежегодных мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации развитие социального партнёрства образовательных учреждений города.
    Hosted by uCoz